Эль Прадо. Титаны испанской живописи

Прекрасный Эль Прадо уже на первых ступенях поражает предчувствием великой силы искусства. Пожалуй, именно эту галерею почитает за обязанность посетить каждый турист, впервые прибывший в Мадрид.

Velazquez-las_hilanderas.jpg
«Пряхи или миф об Арахне» (1655 — 1660 гг), Д. Веласкес

Проблема заключается в том, что музей действительно огромен, поэтому для большинства визит превращается в марафон. Почему-то считается, что обязательно надо пройти мимо всех подряд картин, для того чтобы гордо сказать друзьям: «Я там был». Да, действительно, был, но скорее всего ничего не вынес, не задумался ни над одним произведением, просто прогулялся по коридорам. В таком случае, советую не тратиться на музей понапрасну, к тому же билет не дешевый: при галерее есть отличный магазин, куда можно зайти совершенно бесплатно и купить на память магнит с картиной Веласкеса.

697fcf02-e759-4537-b7f4-0097bff552f2.jpg
«Королева Марианна Австрийская» (1652 — 1653 гг), Д. Веласкес

Что касается меня, то я заранее читаю про музей и представленных художников, чтобы приблизительно ориентироваться на то, что мне интересно. Я не случайно пишу «приблизительно» — по пути всегда может встретиться что-нибудь новое. А еще я не люблю сухие маршруты путеводителей, слишком банальные, слишком исхоженные, поэтому я расскажу про тот Эль Прадо, который увидела я.
Музей открыл свои двери в 1819 году по указу Фернандо VII. Некогда на этих землях располагался монастырь иеронимитов, окруженный лугами. Так музей и получил свое название: «прадо» («prado») переводится с испанского как «луг». Главная цель создания музея заключалась не только в том, чтобы показать миру сокровища испанской короны, но и чтобы продемонстрировать высокий уровень испанского искусства, не отстающего от общеевропейского. Поэтому именно с титанов испанской живописи я и начну рассказ о моем знакомстве с музеем.

668702bb-e92e-467c-bd03-ce2a3ddc6277.jpg
«Менины» (1656 г.), Д. Веласкес

Конечно, гордостью Эль Прадо считаются работы Диего Веласкеса (1599 – 1660 гг.), занимающие несколько огромных залов, всегда заполненных туристами, а центром коллекции, одной из визитных карточек музея является картина «Менины». Не слишком понятное русскому человеку слово «менины» означает фрейлины, окружающие на картине юную инфанту Маргариту Австрийскую, любимую модель Веласкеса. Вокруг картины создано много шума, искусствоведы никак не могут сойтись на какой-нибудь одной версии, объясняющей смысл картины, впрочем, конечно, они никогда и не сойдутся, путеводители одаряют произведение эпитетами вроде «мистическое» или «таинственное», толпы наблюдателей формируют семь кругов ада вокруг полотна, завороженно на него смотрят или понимающе кивают. Я не буду лишний раз повторять то, что уже написано в тысячах книг, историю этой картины увлекательно рассказывает искусствовед Паола Волкова в одной из передач цикла «Мост над бездной». Я же хочу обратить внимание на совсем другое.

88712b13-d689-4966-beda-60aa03f13f2c.jpg
«Мальчик из Вальекас» (1635 — 1645 гг) — картина из серии портретов придворных шутов и карликов, созданных Д. Веласкесом

Тогда, в Прадо, когда я стояла в зале с картинами Веласкеса, я подождала, пока толпа схлынет и пробралась к «Менинам». Каждое произведение искусства мы всегда воспринимаем в нескольких контекстах, один из которых — то, как это произведение привыкли воспринимать. Однажды моя подруга сказала: «Порой, я не могу понять, действительно ли мне нравится известное произведение или я убеждаю себя в том, что оно мне нравится, потому что это общепринятое мнение». По-моему, картина «Менины» — отличный пример для подобного вопроса. Я долго смотрела на произведение, но никакого сверхъестественного впечатления не чувствовала. Самое главное, в этот момент остаться искренним с самим собой и не поддаться всеобщему деланому восторгу: мой диалог с Диего Веласкесом пока что не состоялся.

ad55a647-4f9f-43d9-b6cc-c39579f8cead.jpg
«Филипп IV» (1626 — 1628 гг), Д. Веласкес

Живопись Веласкеса настолько глубоко переплетена с историей и собственной биографией художника в ее контексте, что ее необходимо не то, что читать, а разгадывать в длинной веренице портретов королевской четы и высокопоставленных лиц. Среди работ Веласкеса мне определенно нравится одна – «Портрет Папы Иннокентия X», но выставлена она, к сожалению, в галерее Дориа-Памфили. А что касается психологического портрета, то здесь мне намного больше импонирует полюбившийся в галерее Тиссен-Борнемиса Доменикос Теотокопулос, больше известный как Эль Греко (1541 – 1614 гг.).

P00809.jpg
«Портрет кавалера с рукой на груди» (ок. 1580 г.), Эль Греко

Представленные в Эль Прадо портреты аристократов, врачей, писателей, безымянные и содержащие в названии одно и то же слово «caballero», на первый взгляд, кажутся почти идентичными: узкие, вытянутые лица, характерные для манеры Эль Греко в темных одеждах с традиционным испанским воротником и кружевными манжетами.

30a6957d-a37d-474f-b323-c191a15bb075.jpg
«Портрет кавалера» (1600 — 1605 гг.), Эль Греко

Но если вглядеться внимательнее, можно увидеть, как при помощи одних только глаз – губы у всех сомкнуты в тугую нить – художнику удалось передать горькую обреченность во взгляде одного, наглость во взгляде другого, решимость третьего, печаль, озабоченность, встревоженность и представить тем самым целую коллекцию характеров. Идентичность одежд здесь даже помогает сосредоточиться именно на эмоциональной составляющей портретируемых.

una fabula.jpg
«Басня» (ок. 1580 г), Эль Греко

Конечно, снова любуясь работами Эль Греко, я не могла лишний раз не восхититься утонченной манерой письма и палитрой, какой нет больше ни у одного художника. Помимо вышеупомянутых портретов в Эль Прадо хранится внушительная коллекция работ Эль Греко на религиозную тематику.

P02444.jpg
«Сан Хуан Евангелист» (ок. 1605 г), Эль Греко

La Sagrada Familia, santa Ana y san Juanito.jpg
«Святое семейство, святая Анна и святой Хуанито» (ок. 1600 г), Эль Греко

Еще один величайший испанский художник, во всей красе представленный в Эль Прадо, — Франсиско Гойя (1746 – 1828 гг.), с картинами которого я познакомилась лет в шесть, хотя тогда я, конечно, этого не знала. Более того, я поняла это лишь после просмотра коллекции, представленной в музее. Моя прабабушка, художница, любила снимать копии с жанровых произведений, сцен, изображающих праздники и веселья.

25a6b4fa-10a9-427b-a15a-c750e279a472.jpg
«Сбор винограда или Осень» (1786 г.), Ф. Гойя

Я проводила немало времени в ее комнате, наблюдая за работой. По окончании она всегда рассказывала мне истории про изображенных персонажей, иногда додуманные и сказочные. Одной из выбранных ею картин и оказалось произведение Гойи «Сбор винограда или Осень» (1786 г.). Палитра картин Гойи конца восемнадцатого века поражает нежностью и разнообразием красок: золотисто-желтые, лазурные, бледно-розовые цвета создают ощущение легкости и веселья.

c0281089-c084-4ee6-8424-e88c2c769340.jpg
«Маха одетая» (1798 — 1805 гг.), Ф. Гойя

Впрочем, подобный выбор объясняется тем, что в этот период художник много работал над оформлением королевских покоев, а также созданием картонов для шпалер. Несколько позже Гойя стал создавать и портреты королевских особ и вельмож, ранние из которых, на мой взгляд, отличаются некоторой кукольностью в изображении лиц.

4f2503da-3525-48e3-b22a-71176b50e824.jpg
«Маха обнаженная» (1797 — 1800 гг.), Ф. Гойя — Венера восемнадцатого века

Праздничность и нарядность первых работ Гойи постепенно уходит из творчества художника. В конце восемнадцатого века Гойя создает серию сатиричных офортов, высмеивающих пороки человечества и сложившиеся порядки.

6ac79248-a735-4f4e-9a74-525eb50c85ef.jpg
Один из офортов серии «Капричос», Ф. Гойя

4ec21e0b-981d-48b1-86ad-f91365992f49.jpg
Один из офортов серии «Капричос», Ф. Гойя

Последующие в начале девятнадцатого столетия войны и болезнь Гойи окончательно меняют стиль и палитру его работ. И именно в этот момент проявляется тот Гойя, который меня впечатляет и ужасает одновременно.
a622de94-e384-488c-b0b8-ab694c2ed076.jpg
«Сатурн, пожирающий своего сына» (1819 — 1823 гг.), Ф. Гойя

Последние работы художника – воплощение ужасных снов или правдивое изображение уродливой реальности, словно протест против своих же приторно-сладких работ начального периода. Эти произведения, именуемые также «черными картинами», некогда находились в доме Гойи, а теперь представлены в отдельном заде Эль Прадо.

893907c9-a152-4c25-ba2f-412c35a6594c.jpg
«Две старухи, поедающие суп» (1821 — 1823 гг.), Ф. Гойя

Однако подлинным открытием среди испанских художников в тот день в Эль Прадо для меня стал Хосе де Рибера (1591 – 1652 гг.), на самом деле практически всю свою жизнь проживший в Италии.

Ticio.jpg
«Тицио» (1632 г.), Х. Рибера

В творчестве Хосе де Рибера, конечно, чувствуется влияние Караваджо, но его работы более контрастные, более драматичные, более мрачные. Картины Риберы, на мой взгляд, — длинное рассуждение о смерти, подчас мученической и неизбежной. Недаром поговаривают, что художник делал зарисовки во время пыток в тюрьмах, но даже если это и правда, гений Риберы отрицать невозможно.

San Pablo ermitaño.jpg
«Святой Павел отшельник» (1635 — 1640 гг.), Х. Рибера

San Simón.jpg
«Сан Симон» (ок. 1630 г), Х. Рибера

San Andrés.jpg
«Сан Андрес» (ок. 1631 г.), Х. Рибера

Веласкес, Эль Греко, Гойя и Хосе де Рибера, безусловно, главные сокровища испанской живописи, представленной в Эль Прадо, но их работы не были единственными впечатлившими меня в тот день…

Репродукции взяты с официального сайта музея Эль Прадо.

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s