Эль Прадо. Испанские пейзажи: от романтизма до эклектики

Сложно идти по коридорам Эль Прадо до нужного зала, обделяя вниманием прочие. Прекрасно понимая, что за один раз я все равно не смогу объять необъятное, порой я не удерживалась и останавливалась у неизвестных мне, но очень понравившихся картин. Так во время своего путешествия по невероятной мадридской галерее я познакомилась с несколькими испанскими пейзажистами, не очень известными широкой публике, но, несомненно, заслуживающими внимания.

0835e424-fffe-439b-b2bd-f5ee78f66377.jpg
«Стадо быков на водопое у подножия замка» (1837 г.), Хенаро Перес де Вильямиль

Хенаро Перес де Вильямиль (1807 – 1854 гг) считается одним из основоположников и ярчайших представителей романтического пейзажа в Испании. Кто знает, стал бы Перес де Вильямиль живописцем, если не порыв его молодого горячего сердца участвовать в революционных событиях Испании 1823 года  на стороне оппозиции, последующее затем ранение в ходе андалусской кампании и направление в Кадиз как военнопленного, где он и начал изучать изобразительное искусство в местной Академии.

543a70ac-c95b-4a2c-a6a2-b2b0cd056988.jpg
«Вид на замок Гаусин» (1849 г.), Хенаро Перес де Вильямиль

С романтическим пейзажем Переса де Вильямиля познакомил шотландский живописец  Дэвид Робертс, работавший в том же жанре и, по всей видимости, определивший направление работы испанского художника. Удивительные пейзажи Переса де Вильямиля со свойственной его родной земле охристой, такой глубокой, объемной и плотной палитрой в то же время написаны легко и изящно, в воздушной и сказочной манере. Средневековые алькасары, правильной прямоугольной формы, прочно стоящие на древних холмах, на картинах этого живописца будто парят в пастельном небе и всеми своими башнями уносятся ввысь.

e76c6472-6f55-45fd-af05-b4556bd0c2b2.jpg
«Патио дома Миранда в Бургосе» (19 в.), Хенаро Перес де Вильямиль

Чем больше я углубляюсь в творчество Переса де Вильямиля, тем больше влюбляюсь в его романтическую Испанию, но относительно произведений, экспонируемых в музее Эль Прадо, мне больше всего понравились следующие две вещи. Первая – его акварельные работы.

Городской пейзаж с фигурами 19в.jpg
«Городской пейзаж с фигурами» (19 в.), Хенаро Перес де Вильямиль, акварель

К сожалению, количество картин в галереях, выполненных акварелью, по сравнению с маслом ничтожно мало. Более того, сходу я назову лишь Уильяма Тернера, мастерски работавшего акварелью. Неудивительно, конечно: масло долговечнее, надежнее, функциональнее. Но в Эль Прадо хранится несколько прекрасных акварелей Переса де Вильямиля, некоторые, по всей видимости, написаны во время его путешествия по Франции, Бельгии и Голландии.

Брюссельская ратуша 1842.jpg
«Брюссельская ратуша» (1842 г.), Хенаро Перес де Вильямиль, акварель

Особенно мне нравится «Брюссельская ратуша», такая прозрачная, почти призрачная, на фоне холодного голубого небосвода. Для меня акварельные работы, обнаруженные в музеях, и возможность лицезреть их в подлиннике подобны жемчужине, найденной в глубинах океана.

Диптих. Сорок два вида пейзажа испанских городов 1835-1839.jpg
«Сорок два испанских городских пейзажа» (1835 — 1839 гг), Хенаро Перес де Вильямиль

Однако, несмотря на восхищение утонченными акварелями, больше всего меня поразил диптих Переса де Вильямиля «Сорок два испанских городских пейзажа». Высотой с человеческий рост, в темной деревянной оправе, это произведение представляет удивительное свидетельство того, как выглядела Испания в девятнадцатом веке, и насколько по имеющимся изображениям мы можем узнать ее сейчас. Я стояла перед диптихом и пыталась угадать города, в которых мне уже удалось побывать. Необычайно интересная работа, совместившая в себе исторический и художественный контексты.

416abd86-50a1-4086-bc9f-d9c6bc7b41bd.jpg
Края в предместье Асаньона (1859 г.), Мартин Рико и Ортега

Деятельность живописца Перес де Вильямиль успешно совмещал с преподаванием в Академии  изобразительных искусств Сан Фернандо в Мадриде, где одним из его учеников был художник Мартин Рико и Ортега (1833 – 1908 гг), чье творчество я также выделила для себя во время посещения Эль Прадо.

8b5d7ca5-459b-43a8-bffa-6fc6bce06bfc.jpg
«Пейзаж Гуадаррамы» (1858 г), Мартин Рико и Ортега

В отличие от Переса де Вильямиля Мартин Рико занялся иллюстрацией в отрочестве еще в мастерской своего дяди, после чего поступил в учебное заведение. В 1862 году Рико и Ортега был удостоен стипендии для продолжения обучения в Париже, где познакомился с творчеством барбизонцев – предтечей французского импрессионизма.

Вид на Париж из Трокадеро 1883.jpg
«Вид на Париж из Трокадеро» (1883 г), Мартин Рико и Ортега

В более ранних работах Мартина Рико бесспорно чувствуется романтическое влияние его учителя, переплетенное с красочной, но в то же время еще темноватой палитрой впечатливших его французов. Особенно напоминает мне «Пейзаж Гуадаррамы» работы Камиля Коро.

Дверь одного дома в Толедо 1875-1878.jpg
«Дверь одного дома в Толедо» (1875 — 1878 гг), Мартин Рико и Ортега

Картины Рико и Ортеги, написанные спустя десятилетие, его пейзажи Венеции, Парижа, Толедо отличает более смелое обращение с контрастом, передача игры света, ощущение фотографического кадра, свойственное многим художникам конца девятнадцатого столетия, несомненно, связанное с появлением фотографии.

Рива дельи Скьявони в Венеции 1873.jpg
«Рива дельи Скьявони в Венеции» (1873 г.), Мартин Рико и Ортега

Лично мне больше всего импонируют поздние яркие, красочные, летние работы Рико и Ортега: цветущий парижский балкон, раскаленный испанский известняк, украшенный свежестью салатового плюща, покачивающиеся на голубых просторах гондолы, красота момента и настроение, и будто запах роз Парижа в самом деле доносится теплым июньским ветром прошлого в настоящее.

6e3cc241-4a25-4aaf-8c18-d4dd818ff4cf.jpg
«Пейзаж гор Агухас с холма Кабаль-Вернат» (1864 г.), Антонио Муньоз Дегрейн

Работы еще одного испанского пейзажиста, которого бы мне хотелось выделить, отличаются еще более яркой, кричащей палитрой. Антонио Муньос Дегрейн (1840 – 1924 гг) работал также в историческом жанре, но отчего-то именно его пейзажи обратили на себя мое внимание. Особенно я бы хотела выделить произведение «Гранада и Сьерра Невада».

Гранада и Сьерра Невада 19в.jpg
«Гранада и Сьерра Невада» (19 в.), Антонио Муньоз Дегрейн

Если вы когда-нибудь бывали в южной части Испании, вы уже никогда не забудете этот волшебный пейзаж, этот оазис арабской сказки на фоне снежных вершин, с такой красотой запечатленный Муньос Дегрейном. Заметьте, картина не отличается фотографической точностью, но и не абстрактна, а какие цвета: сливочный голубой, напряженный бордо с оливковым, кремовый песочный. Удивительная работа, небольшая, всего пятьдесят на семьдесят сантиметров, но какая вкусная палитра, какой невероятный вид. Стоит добавить, Муньос Дегрейн был довольно успешным художником, преподавал в университете в Малаге, где одним из его учеников был Пабло Пикассо.

95b92005-a981-470b-bf0f-9e3fec7a0f59.jpg
«Воспоминания о Гранаде» (1881 г), Антонио Муньоз Дегрейн

Да, родина романтизма – Англия, импрессионизма – Франция, но и среди испанских художников, как я надеюсь, удалось убедиться, есть прекрасные живописцы этих направлений, чье творчество стоит увидеть в подлиннике, если найдется лишний час и возможность посетить Эль Прадо.

Закат солнца 19в.jpg
«Закат солнца» (19 в.), Антонио Муньоз Дегрейн

Репродукции взяты с официального сайта музея Эль Прадо.

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s