Эль Прадо. Сочные попы Рубенса и много маленьких людей Босха

Стоит признаться, один из не испанских художников, ради которого я торопилась в Эль Прадо, был таинственный Иероним Босх (1450(60) – 1516 гг.), тот самый, чьи произведения похожи на картинки калейдоскопа, сложенные из человеческих фигур.

fc34ca39-b1ce-4c1f-b7ea-2630e1cdb64d.jpg
Триптих «Сад земных наслаждений» (1500 — 1505 гг.), внутренние створки, И. Босх

О жизни Босха известно мало, в основном по записям религиозного сообщества «Братство Богоматери», членом которого являлся художник. По крайней мере, имеющиеся записи позволяют утверждать, что такой человек существовал. Из двадцати пяти картин, автором которых признан Босх, им самим подписаны лишь семь, кроме того, названия, данные произведениям, придуманы намного позже смерти Босха: сам он не называл свой триптих «Садом земных наслаждений».

boab084.jpg
Триптих «Сад земных наслаждений» (1500 — 1505 гг.), внешние створки, И. Босх

Босх был родом из Нидерландов, а поскольку Нидерланды находились во власти Филиппа II, и испанский король очень ценил живопись Босха за его правдивое изображение людской сущности, в Эль Прадо хранится одна из наиболее богатых коллекций живописца. Конечно, ее жемчужиной является  уже упомянутый мной «Сад земных наслаждений».

0e9ec226-e50c-40fd-a3cc-b6bc47ff5e0f.jpg
«Ангел, проводящий душу через ад» (16 в.), И. Босх

Этот триптих оказался несколько меньше, чем я предполагала, но он притягивал меня как магнит и не отпускал минут двадцать. Честно признаться, я бы стояла там еще дольше, если не постоянно прибывающие посетители. Что за странная вещь, этот триптих. Откуда Босх черпал эти образы, какие-то невероятные сооружения в виде розовых фонтанов или гигантских пробирок, животные с головами рыб и туловищами млекопитающих, жуткие человеческие оргии и всевозможные переплетения рук, ног и туловищ. Произведения Босха, фантастические, на первый взгляд,  — на самом деле, будто зеркало мира, отражающее все его пороки, предупреждающее человечество о последствиях и расплате за его грехи и легкомысленное существование. Мелкие детали, наполняющие «Сад земных наслаждений», не случайны, каждая из них – символ, правда, к сожалению, со времен Средневековья значение многих потеряно или изменено.

14028a3d-e691-478b-b2f5-eb709f173585.jpg
Триптих «Телега для сена» (ок. 1515 г.), И. Босх

Мало кто знает, но на обратной стороне створок триптиха также есть картина, изображающая сферу – нашу Землю. Двояко можно трактовать это изображение: как момент сотворение мира или же погружение во мрак в результате бездумной и бездарно растрачиваемой жизни человека. Хотя возможны и оба варианта, когда внешние створки как бы открывают и в то же время замыкают сюжет, развиваемый в створках внутренних.

32fab174-1762-412f-a92b-295f3105136b.jpg
Стол, посвященный семи грехам человечества (1450 — 1516), И. Босх

Картину Босха «Исцеление глупости» ранее мне доводилось видеть лишь на репродукциях. Я никогда не думала, что оригинал такой маленький (48 x 35 см). Несмотря на размеры, произведение изобилует символами. Так, например, перевернутая воронка на голове врачующего символизирует шарлатанство. Однако в Средневековье действительно считалось, что глупость можно исцелить, удалив из головы особый камень.  Я предполагаю, что монах, протягивающий сосуд, будто предлагает иной, менее кардинальный способ излечения с помощью снадобья. Молча и печально взирает на абсурдную сцену четвертая участница с книгой на голове – истинным лекарством от изображенного в произведении недуга.

57f9975a-c4f9-4bfd-a13a-628e2a886e13.jpg
«Исцеление глупости» (1500 — 1510 гг), И. Босх

Сложность идентификации подлинников Босха заключается во множественных подделках, однако есть художник, начавший творить в похожей манере, но позже обретший свой собственный стиль и признание. Я говорю о Питере Брейгеле Старшем (ок. 1525 – 1569 гг), представленном в том же зале Эль Прадо, что и Иероним Босх.

4ad0f6ab-53ed-4407-a364-e1cb52ab5e33.jpg
«Вино праздника Сан Мартин» (1566 — 1567 гг), П. Брейгель Старший

Живопись Брейгеля лишь на первый взгляд напоминает Босха обилием миниатюрных фигур и деталей. На самом деле, произведения Босха более сюрреалистичны, а основная тема сюжетов – религия. Брейгель изображает крестьянскую жизнь, праздники, веселья. Его произведения, как и произведения Босха, созданы в назидание людям, изобличают пороки, предупреждают о совершении греха, однако изображения Всевышнего они лишены. Я бы сказала, что произведения Брейгеля более сатиричны.

e8dbe099-faa7-46c2-b8af-14e73485121f.jpg
«Триумф смерти» (1562 — 1563 гг), П. Брейгель Старший

К сожалению, в Эль Прадо хранится всего две картины Питера Брейгеля Старшего: «Вино праздника Сан Мартин» (1566 – 1567 гг.) и «Триумф смерти» (1562 – 1563 гг.). Последняя картина рассказывает о неизбежности смерти человека. Мы видим людей разных сословий. Кто-то пытается спрятаться под обозом, кто-то бежит в укрытие, но это укрытие – лишь очередная ловушка смерти. И все нажитые богатства, золото и серебро, перестают быть нужными их прежним владельцам, и даже король, так же как и простые крестьяне, не может избежать своей участи. Немного жуткое, но очень интересное произведение.
d67b6218-6d62-48ed-8c52-6d1b27f27c90.jpg
«Святой Георгий и Дракон» (1606 — 1608 гг), П. П. Рубенс

Еще одним художником, поразившим меня в Эль Прадо, стал Питер Пауль Рубенс (1577 – 1640 гг.) из Фландрии – ярчайший представитель барокко и монументальной живописи. Моя первая встреча с Рубенсом произошла еще в Старой Пинакотеке Мюнхена, где, как и в Прадо, хранится внушительная коллекция его произведений, но отчего-то тогда творчество этого художника меня не впечатлило.

345e3fca-ce6d-47f2-a89d-78245e4117bf.jpg
«Похищение Прозерпины» (1636 — 1637 гг), П. П. Рубенс

Когда я попала в просторный светлый зал, увешанный многометровыми полотнами, я была поражена мощью и размахом представленной живописи. За что мне нравятся полотна Рубенса, так это за чувство кипучей жизни, динамики, вечного движения. Персонажи, изображенные на картинах – «кровь с молоком», иначе не скажешь: пышущие здоровьем, молодые, упитанные тела, здесь нет и намека на модную нынче худобу с торчащими ребрами.

54538b8b-587c-4535-af16-3a365eee5330.jpg
«Три грации» (1630 — 1635 гг), П. П. Рубенс

Рубенс – настоящий певец красоты человеческого тела, его плавных изгибов, мягких женских форм, напряженных мужских мышц. Основные темы произведений художника – мифологическая, религиозная и историческая, и каждая сцена разворачивается на фоне прекрасных лесов, цветущих деревьев, голубых морей и зеленых лугов. Музейные проспекты и путеводители отчего-то особенно выделяют «Три грации» Рубенса, но, на мой взгляд, необходимо походить по всему залу, чтобы почувствовать истинный гений художника.

df100f5f-06bb-419b-923c-9cc95433cf19.jpg
«Нимфы и Сатиры» (ок. 1615 г.), П. П. Рубенс

На этой жизнерадостной ноте я прощалась с музеем Эль Прадо, испытывая чувство искренней благодарности за полученное удовольствие и желание вернуться снова во время своей следующей поездки в Мадрид.
dfadcb06-4086-4198-80ea-a3c2d3427929.jpg
«Похищение Европы» (1628 — 1629 гг), П. П. Рубенс

Репродукции взяты с официального сайта музея Эль Прадо.

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s