Родина Пикассо

Мое первое знакомство с Пикассо произошло чуть больше года назад в Новой Пинакотеке Мюнхена. Тогда я увидела картину с изображенной на ней перекошенной синей женщиной и подумала: «Ну и фигня», а потом перевела глаза на табличку и прочитала: «Сидящая женщина, Пикассо». Чувства были смешанные: с одной стороны кисть гениального по общему мнению мастера, а с другой — совершенно непонятная мне живопись. С тех пор феномен Пикассо не давал мне покоя, я стала регулярно возвращаться к его творчеству, мучаясь вопросами и пытаясь увидеть то особенное, что будто бы видели все. Однако искреннее восхищение этим необыкновенным художником начало зарождаться именно после посещения его музея в Малаге.

6_fg.jpg

Музей Пикассо в Малаге небольшой, здесь практически нет его картин голубого или розового периодов или картин периода кубизма, в основном работы, которые он создал в более позднем возрасте.  Есть, правда, несколько ранних картин, например, портрет первой жены Ольги Хохловой, лишний раз подчеркивающие многогранность гения. И пусть музей не дает цельного представления о всем творчестве художника, но он предоставляет интересную пищу для рассуждений, правда, не без помощи аудиогида.

9_fg.jpg

Именно тогда я стала пытаться смотреть на живопись по-другому. Что мы понимаем, когда говорим «это хорошая картина»? Чаще всего ввиду своей художественной необразованности мы имеем в виду приятные глазу цвета, интересную композицию или фотографическую схожесть. Картины миллионов художников обладают этими чертами. Но если рассматривать картину не только как бессознательный творческий порыв или желание скопировать увиденное глазами со скрупулёзной точностью, а как визуальный способ выразить и донести свои мысли, идеи, видение мира или даже протест, тогда интересы и любопытство начинают выходить за рамки попыток обнаружить гиперреалистичное сходство картины с жизнью.

timthumb.jpg

19_fg.jpg

Впрочем, если понять, что изобразительное искусство не есть суть срисовывания, а есть суть постижения мира, то работы Пикассо для зрителя становятся более объективными, нежели педантично выписанные портреты. Как говорил и отражал в своих работах, в достаточном количестве представленных в музее Малаги, сам мастер: не бывает людей с двумя одинаковыми глазами, симметричными лицами, и если человек видит в зеркале себя красавцем, это вовсе не означает, что и художник видит его таковым. Пусть Пикассо выдает неидеальность людей в несколько гипертрофированной форме, но она искренняя и представляет собой эссенцию портретируемого.

40_fg.jpg

Ну, а на случай, если неосведомленному зрителю картины Пикассо все-таки покажутся примитивными, приведу одну известную фразу мастера, сказанную после просмотра детских работ: «В их возрасте я рисовал как Рафаэль, но мне потребовалась целая жизнь, чтобы научиться рисовать как они».

Репродукции взяты с сайта музея Пикассо в Малаге

** Всем заинтересовавшимся творчеством Пикассо настоятельно рекомендую книгу Р. Пенроуза «Пикассо: Жизнь и творчество»

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s